|
|
|
|
|
|
В подавляющем большинстве случаев, к нам был незаслуженно
наклеен ярлык "контрреволюционера" и "врага народа". Кормили нас
очень скудно, два раза в сутки. Особенно страдали от нерегулярного
снабжения водой. На частых стоянках нас загоняли в глухие тупики, а
если приходилось останавливаться на станциях и там мог быть
пассажир или другой люд, зачастую гуляющая молодёжь, то на станциях
всегда от состава разносилось мощным криком и рёвом: "Воды, воды,
воды...!!!". Мы следовали-то, когда стояло в разгаре лето. Жажда
нас мучила. Этим рёвом мы старались привлечь внимание цивильных
жителей на наше положение и заставить сопровождающих нас начальство
и обслуживающий персонал пристыдить.
В пути следования очень часто приходилось встречать нам
подобные товарники-составы с заколоченными железными решётками
окнами. Составы были как наш из Украины, Поволжья, со средней Азии
и другие. Составы обгоняли друг друга, догоняли. Уходили вперёд и
обратно отставали. При разминовках мы только могли прокричать в
окошко, откуда идёт и формировался состав и сообщить свои данные.
Останавливать нас на маленьких станциях невозможно было, т.к. на
станциях происходила естественная "оправка", хотя нам и запрещала
это делать охрана.
На стоянках состава, особенно в ночное время, охрана проходила
по всему составу и простукивала вагоны из подпола и по бокам,
прощупывая, таким образом, не готовится ли пролом или вырез в
вагоне с целью подготовки к побегу... Часто в ночное время из
ракетниц производи ли выстрелы с целью освещения, о необходимости
этого судить не могу, даже и сейчас, почти пятьдесят лет спустя.
Проезжая по Сибири, мы видели, как женщины и жители, похожие
на женщин, работали, особенно в послеобеденное время, в поле с
закрытыми головами. Они все работали в накомарниках. Эти добрые
накомарники пришлось и мне носить, т.к. в тайге, на Колыме, комаров
и мошки - несметное количество.
Проезжая от станций Байкал вдоль озера Байкал, пришлось на
дневное время, и я все сорок семь или сорок девять туннелей
просчитал. Последний туннель был при приближении в Хабаровск.
Местность и панорама Забайкалья совершенно отличаются от
Сибири. Если в Сибири горизонт простирается далеко, то Забайкалье
представляет местность гористую. Сопка на сопке, и всё покрыто
хвойным лесом. Особенно о тайге сказать что-то особенное не могу.
Видел я её через металлическую решётку товарного вагона. Потом
проследовали по территории Еврейской автономной области. Здесь
открытая низменность с неубираемыми травами.
Самое главное, что мне пришлось услышать и пронесть через всю
последующую жизнь, эту замечательную лекцию академика Флоринского и
его сына о природных богатствах Северо-востока СССР, о его природе,
растительном, животном мире. Кстати, куда нам потом предстояло
попасть на долгие годы. Лекция была содержательная, доступная,
понятная. Подобные лекции подобных одарённых людей я в жизни не
слышал. Флоренский с сыном также следовал к месту отбывания срока
наказания.
На пересылке во Владивостоке мне пришлось быть недолго. На
работе во Владивостоке нас не использовали. Был подготовлен
грузовой пароход. В трюмах были оборудованы настилы из неструганных
досок. Пароход был, видимо, небольшой, т.к. я помню при спуске в
трюм, - было написано, что его водоизмещение, если не ошибаюсь, -
пять с чем-то тысяч тонн. При шествии с пересылки на погрузку в
пароход встречались горожане. Я шествовал: 24-х летний молодой
человек, в своей теперешней перешитой шинели и зелёной пограничной
фуражке. Встречая военного моряка, слышал, как он сказал,
приветствуя меня: "Не бойся, братишка, там таких много".
Ну, а затем форпост Дальнего Востока - Владивосток.
Владивосток нас встретил хорошей, тёплой погодой. Тепло, ярко
светит солнце. Вдаль далеко-далеко простирается водная гладь
Владивостокского порта. Выгрузили из вагона, в котором пришлось
пробыть около 3-х месяцев. Привели в зону.
|
|
|
|
|
|